В разных странах, в том числе у нас, неоднократные исследования о природе влияния архитектурных форм на подсознание человека привели к более-менее общим выводам относительно эмоций, которые мы испытываем, созерцая различные геометрические формы. Грамотно подобранные объекты ландшафта, особенно городской среды, способны как гасить эмоции публики, так и побуждать к активности, к действиям; как улучшить, так и испортить настроение и психоэмоциональный состояние человека, находящегося в этом ландшафте.
Из теории визуальных искусств хорошо известно об эмоциональном воздействии простых линий на наш мозг. Если совсем упрощенно - прямая горизонтальная линия успокаивает, вертикальная возбуждает, а наклонная тревожит и беспокоит, так как она кажется нам неустойчивой (падает), а любая несбалансированная форма вызывает ощущение дискомфорта. Если, например, мы пересечем две параллельные линии другими небольшими отрезками, но в разных направлениях, то параллельные визуально перестанут быть параллельными – мы создадим иллюзию нарушения параллельности всего лишь несколькими штрихами, и воздействие на мозг от созерцания этой картины в корне изменится. А в природе деревьев все сложнее, ведь у них в самых разных вариациях большие линии (стволы, скелетные ветви) пересекаются маленькими отрезками (веточками второго, третьего и т.д. порядка), да еще под разными углами, да еще и в определенном ритме… Поэтому понятно, что разные варианты ветвления крон деревьев будут влиять на наше восприятие по-разному. В первую очередь нам интересны, конечно, формы крон деревьев с точки зрения их эмоционального влияния: что успокаивает, располагает к отдыху и пассивному созерцанию, а что подталкивает проявлять активность и действовать. Какие кроны «статичны», а какие «динамичны». Начнем с шаровидных форм. Статичный и мягкий контур замкнутого круга производит впечатление законченности и создает ощущение покоя и удовлетворения. Такая форма способствует сохранению психических сил, знергии, и поддерживает душевное равновесие. Поэтому она так часто используется. Шаровидные формы крон особенно актуальны в густонаселенных городах с повышенной активностью и напряжением. Хороши они будут и в садах людей со склонностью к суетливости и переживаниям по любому поводу. Конечно, это не значит, что древесные шары и шарики следует сажать где ни попадя, ведь чувство меры, вкуса, мастерство и опыт садовника (дизайнера) никто не отменял, но учитывать влияние формы на восприятие человеком ландшафта все-таки стоит. Для этих целей подходят стриженные шары из клена гиннала, липы, туи, яблони Зибольда, природная форма клена остролистного «Глобозум», ива пурпурная «Нана» и другие. |
Форма овала присуща деревьям с яйцевидной формой кроны. Известно, что яйцо у большинства людей ассоциируется с началом, с чем-то новым и перспективным. Отсюда можно предположить, что яйцеподобные деревья и кустарники исключительно подходят современным, новым зданиям, например музею современного искусства, институту перспективных исследований, планетарию, рекламному агентству.
Закройте глаза и представьте мысленно живой зеленый шар или яйцо из знакомого вам растения и скорей всего вам захочется улыбнуться.
Пирамиды и конусы всегда динамичны и активны. С одной стороны - устремлены вверх, с другой – "падают" по наклонным бокам. Эмоциональное впечатления от кроны пирамидального и конусообразного дерева во многом зависит от очертания поверхности, образуемое концами ветвей. Например, деревья с ветвями, устремленными вверх, (например, стриженные конусом липы) выглядят более энергичными, располагающими к творчеству и жизненной активности, но с другой стороны усиливают ненужную деятельность у людей с холерическим темпераментом. Таким деревьям особенно важно иметь достаточно пространства вокруг для равномерного роста, так как вид нарушенной геометрии, особенно в случае с пирамидой или конусом производит, как правило, негативное впечатление. Бывают конусы с горизонтальным ветвлением, такие как пихта одноцветная, например, или ель колючая. В целом они тоже активны, но эмоционально действуют более мягко и спокойно. То есть в итоге можно сказать, что все конические формы деревьев, будь они в единичной посадке, либо в аллеях побуждают человека к инициативам и творчеству. Несколько иное влияние оказывает колонновидная форма дерева, у которой ввысь устремлены не сходящиеся линии, а практически параллельные. Такая форма увлекает взгляды вверх, заставляя поднять голову. Она более уравновешена и спокойна, чем конус или пирамида, возбуждает умеренно и вызывает более возвышенные чувства и мысли, одновременно символизируя единство чувств и воли. Не зря колонны – наиболее частый элемент дворцов и храмов. Кубы и усеченные пирамиды, тяготеющие к квадрату – фигуры приземленные, статичные и наиболее напряженные из всей древесной геометрии, они, в то же время, способствуют сосредоточенности, целеустремленности и в некотором смысле «холодному расчету». Кроме того, согласно исследованиям, у огромного числа людей квадрат ассоциируется с ощущением прочности, стабильности и надежности. Квадратные формы хороши в городах, в местах с ограниченным пространством, в подчеркнуто рукотворных ландшафтах, говорящих о силе человека, подчиняющего своей воле любые стихии. Для этих целей идеально подходят стриженные кубы из вяза, липы, шпалеры из лип и яблонь. Так же как и стриженные изгороди, они хорошо дисциплинируют как само пространство, так и людей, находящихся рядом. |