Итак, стиль избран - русская классическая усадьба. Вспомним, что садово-парковое искусство России ХVIII - начала ХIХ в. развивалось под влиянием итальянского ренессанса, барокко и французского классицизма. Парадная часть русских поместий всегда решалась в регулярном стиле, в то время как основная часть парка обустраивалась в пейзажном ключе. Поскольку такой проектировочный подход представляется вполне допустимым и для современной усадьбы (разумеется, в том случае, если площадь участка позволяет), мы решили следовать ему.
Удачно, что архитектура нового дома поддерживала стилистическое единство проекта всей усадьбы: это высокое, светлое, отделанное желтым туфом здание, с открытой террасой, опоясывающей дом, спроектировано в классических традициях, при этом в его декоре отчетливо чувствуется влияние архитектуры юга Франции и Италии.
Разрабатывая концепцию парка, мы решили в своей работе опираться сразу на несколько тенденций, характерных для отечественного паркостроения. Конечно же, хотелось, чтобы в полный голос прозвучали романтические мотивы XVIII века, трактующие рукотворный пейзаж как театральную декорацию. Однако за романтическим флером должен скрываться современный подход к освоению территории, учитывающий, в частности, реальную геодезическую ситуацию на участке. (Нам, например, пришлось максимально использовать такие особенности рельефа, как значительный, на 6 м, перепад высот.) Сам же сад, как и в те старые времена, когда в оранжереях растили персики и клубнику к обеду и это не казалось невидалью, должен представлять собой богатую коллекцию растений.
Известно, что в русских усадьбах охотно использовали скульптуру и малые архитектурные формы: старинные сады изобиловали фонтанами, широкими каменными скамьями и постаментами с латинскими изречениями, классической греческой скульптурой, урнами и вазонами. Разумеется, мы не могли проигнорировать эту примечательную особенность, поэтому классические садовые украшения органично дополнили садовый пейзаж, став такой же узнаваемой чертой, как и традиционные усадебные элементы: каскад, партер, руины, зеленной огород.
Широкая парадная лестница соединяет сад с приподнятой, примыкающей к дому широкой террасой с невысоким парапетом. В летнее время терраса превращается в жилую комнату на открытом воздухе. Терраса украшена композициями из растений в итальянских терракотовых горшках, которые прекрасно гармонируют с окружением по стилю и цвету. Изысканную тосканскую терракоту отличают не только неподражаемые рельефные узоры в виде фруктовых гирлянд, но и характерный темнорыжий цвет поверхности со следами проступивших после обжига солей. Зеленое кружево листвы, тонкий аромат плетистых роз, увивших стены террасы, игра света и теней создают чарующую колдовскую атмосферу. Два самшита, стриженных в форме конусов, обрамляют входную дверь, внося в общее оформление нотку строгости и торжественности. Высокие застекленные двери и окна первого этажа позволяют визуально соединить внутренние покои с террасой и садом.
Партер, самая, пожалуй, эффектная часть сада, разбит с северной стороны дома. Расходящиеся амфитеатром полукруглые террасы с изумрудным низко стриженым газоном отделены друг от друга невысокой подпорной стенкой из темного бутового камня. По периметру партера высажена стриженая живая изгородь из бирючины. (Для придания строгости партерной части в качестве живой изгороди была выбрана именно бирючина, поскольку она сохраняет темно-зеленую окраску до конца вегетационного периода, то есть даже в ту пору, когда осенняя листва окрашивается в фантастически яркие тона.) За низкой живой изгородью следует полукруг из лип, образующих третий ярус насаждений - задний план сцены.
Дорожки из плитняка лучами расходятся от небольшой полукруглой площадки с "утопленным" в ней фонтаном, разделяя партер на четыре части. Декоративная каменная ваза установлена в конце центральной дорожки, две другие проводят вас к руинам и гроту, в котором расположен винный погреб, а на крыше устроен садик из суккулентов. Со временем грот оплетут лианы, а пока его украшают контейнеры с плющом.
Белоснежные скамьи в саду, выполненные из чугуна и камня, как и изысканные вазы из мраморной крошки, украшенные ампельными геранями, становятся теми необходимыми акцентами, которые еще более выигрышно смотрятся на фоне темной зелени хвойных растений.
Первые русские пейзажные парки формировались в эпоху господства романтизма, который вносил во все произведения нотки печали и даже трагизма. В садово-парковом строительстве той эпохи излюбленными элементами стали руины, гроты, одинокие скамьи под плакучими кронами, чей красноречиво поникший вид усиливал желаемое впечатление. Вот и в нашем саду появился подобный романтический уголок. Увитые розами развалины, выполненные из старого кирпича, пристенный итальянский фонтан, каменная скамья, ручей - вот элементы, позволившие воспроизвести атмосферу эпохи Жуковского и Карамзина...
Реверансом в сторону современности на первый взгляд кажется японский садик… однако выясняется, что и этот элемент отдает дань русскому обычаю коллекционировать иноземные диковины: китайская или японская комната в доме, замысловатая пагода в саду - распространенные атрибуты дворянских усадеб.
Круглый декоративный огород устроен недалеко от кухни. Здесь выращиваются не только овощные, пряные и лекарственные растения, но и летники, расцветившие огородик яркими красками. Сочетание красоты и пользы - обычай, уходящий своими корнями в далекое прошлое.
Как мы уже упоминали, собирать богатые коллекции растений - в традиции усадебного садоводства. Тем не менее есть одно важное условие - никакой экзотики! Во всяком случае такой, которая была известна в прошлом веке. Поэтому экзотов на участке не так уж много и все они сосредоточены в парадной зоне, а вот в пейзажной части для создания достоверного облика старого парка старались использовать растения местной флоры: живучку ползучую, папоротники, ландыши, медуницы. В самых затененных уголках сада высажены растения с пестро окрашенной листвой - зеленчук, виды хост, сныть. Яркие вспышки соцветий астильбы раскрашивают эту часть парка в середине лета.
В партерных посадках преобладают растения с темно-зеленой фактурной листвой: хосты, рододендроны, самшит, бирючина. Акцентами декоративных композиций становятся экземпляры с необычной формой кроны - шаровидной, колонновидной и др. Введение в небольшом количестве растений бело-зеленой гаммы придает композициям дополнительную элегантность.
Мария ВЕЛИКОТНАЯ