Москва +7 (495) 995-75-40
Белгород +7 (929) 000-19-71
Адреса питомников

Питомник как производственное образование

Ирина Савватеева, руководитель «Питомника Савватеевых»

Александр Кондаков, управляющий питомником «Питомник Савватеевых»

Заметим сразу, мы опираемся на собственный опыт создания питомника в нынешней России. Опыт этот не так велик: в 2005 году мы начинали с нуля. Возможно, наши выводу кому-то покажутся спорными. Посмотрим, время рассудит.

Каждый, кто размышляет о закладке питомника в России, неизбежно оказывается перед выбором: на какие производственные схемы ориентироваться? На те, что расписаны в советских учебниках 50-80-х годов, или на западный опыт, приведенный, скажем, в немецком учебнике по питомниководству? Определиться нелегко: да, традиционное советское питомниководство учитывает все особенности наших природно-климатических условий, но вот рыночные требования по понятным причинам не учитывает совсем. С другой стороны, европейский опыт в каждой мелочи, в каждом нюансе ставит во главу угла необходимость поддержания конкурентоспособности рыночного производства. Но вот как эти немецко-голландские схемы укладываются в экономико-социальные реалии сегодняшней России, а главное – как они сочетаются с природно-климатическими особенностями нашей страны – большой вопрос.

Эта дилемма пронизывает все сферы жизни нынешней России: идти ли западным путем, придерживаться ли своего, традиционного, или же искать некий третий путь. Путь, который учитывал бы реалии российской жизни, находясь при этом в фарватере развития конкурентоспособного рыночного производства.

Мы искренне убеждены, что наиболее конструктивен последний вариант. С одной стороны, следует всегда помнить о том, что вы пытаетесь войти в высококонкурентную среду; с другой – ни в коем случае не забывать, что большие риски, связанные со спецификой осуществления долговременного садоводческого проекта в России, требуют предельного внимания к надежности и устойчивости производственного процесса.

На наш взгляд, основные факторы, которые определяют эту надежность и устойчивость таковы:

  • правильный выбор местоположения питомника;
  • специализация предприятия;
  • формирование квалифицированного кадрового состава;
  • ориентация на современные стандарты технического и технологического обеспечения питомника.

Казалось бы, необходимость правильного местоположения – банальная вещь, о которой и говорить как-то неловко. Любые отечественные исследования в области питомниководства начинаются именно с этого – будь то наставления отца российского растениеводства Рихарда Ивановича Шредера или классический советский учебник. Да и немцы, собственно, исходят из того же.

Но вот удивительная вещь: немало поездив по подмосковным питомникам, мы были поражены тем, как часто люди закладывают свои хозяйства в совершенно неподходящих местах. В московском регионе ошибки, как правило, однотипны: энтузиасты пытаются засаживать деревьями низинные, болотистые участки, чуть ли не сплошь кочкарником поросшие, открытые ветрам на все четыре стороны.

Конечно, Московская область в целом – не самый лучший регион для растениеводства. Да и наш собственный питомник, расположенный на северо-западе Подмосковья, на довольно тяжелых суглинках – тоже не идеальный вариант размещения. Но ведь есть еще такое понятие как микроклимат, которые на территории того же Подмосковья может быть очень и очень разным. Мы понимаем, что при нынешнем положении дел с землепользованием, при нынешних ценах на землю ее, родную, не всегда удается приобрести там, где хочется. Но, тем не менее, принимая решение о выборе земельного участка, не забывайте, что просчеты, допущенные на этом этапе, многократно усугубят любые ошибки в подборе ассортимента, любые технологические огрехи. И, в конечном счете – увеличат себестоимость производимого товара.

Но если с выбором местоположения все достаточно очевидно, то на тему специализации питомника можно спорить бесконечно. Собственно, когда мы говорим о специализации, то решаем, какими будут:

  1. выращиваемые нами растения – лиственными, деревьями и/или кустарниками, хвойными, плодовыми, травянистыми;
  2. ассортимент – широк или узок, видовой и сортовой состав;
  3. качественные характеристики растений – возраст, стандарты, внешний вид;
  4. способы производства – контейнерное или грунтовой;
  5. растения, выставленные на продажу – в контейнере, с открытой или закрытой корневой системой;
  6. потребитель, на которого мы станем ориентироваться: массовый розничный покупатель, озеленитель, супермаркеты, городское озеленение.

В зависимости от ответов на эти вопросы мы:

  1. формируем производственную структуру питомника: открытый грунт или контейнерные площадки, наличие или отсутствие посевного, разводочного отделений и маточника, число школ;
  2. определяемся с технологией производства: когда и что пересаживаем, подрезаем, обрезаем, удобряем, лечим;
  3. принимаем решения по техническому оснащению питомника;
  4. принимаем решения по кадровым вопросам.

Впрочем, по жизни, возможно, разумнее было бы придерживаться как раз обратной логики. Для начала понять, скажем, располагаете ли вы подходящими землями для выращивания той или иной продукции в открытом грунте. Или – готовы ли вы материально и кадрами обеспечить грамотное контейнерное производство. (Мы, например, полагаем, что массовое контейнерное производство – удовольствие не для Центральной России.) Или – хватит ли у вас средств, чтобы обеспечить материально-техническую базу для выращивания взрослых деревьев. (Производство красивых, хорошо сформированных деревьев требует закупки целого машинно-тракторного парка.) Или – наберете ли вы по соседним городам и весям штат грамотных специалистов для обслуживания высокотехнологичного производства.

И, конечно, всегда и во всем учитывайте рыночную конъюнктуру.

Собственно, выбор специализации – один из наиболее сложно просчитываемых факторов надежного и устойчивого производственного процесса. Это задачка со множеством неизвестных, верное решение которой невозможно без досконального освоения огромного массива информации, охватывающего:

  • биологические особенности растений,
  • защиту растений и почвоведение;
  • опыт отечественного и зарубежного питомниководства;
  • отечественный и зарубежный рынки техники, оборудования, удобрений и химикатов;
  • анализ рыночной конъюнктуры в регионе производителя и ближайших к нему регионах;
  • анализ мировой рыночной конъюнктуры;
  • законодательство, регулирующее вопросы землепользования и производства;
  • ситуацию на рынке высококвалифицированных кадров для питомниководства;
  • информацию о трудовых резервах в регионе производства;
  • информацию о рынке стройматериалов в регионе производства.

Список можно продолжать и продолжать. Само собой владение компьютером и иностранным языком (как минимум, английским) жизненно необходимо.

Как только вы овладеете хотя бы минимумом информации, то непременно окажитесь перед дилеммой: выстраивать свое хозяйство, ориентируясь на отечественные традиции питомниководства (полный цикл производства от семечка до крупномера, от хвойных до травянистых), или держать курс на западный принцип узкой специализации.

Наше глубокое убеждение: сеять семена, заниматься черенкованием и прививкой, растить «подростков» и выхаживать крупномеры одновременно – невозможно. Все эти операции для своего грамотного проведения требуют наличия очень богатой технической базы, очень разных знаний от специалистов, очень разных производственных навыков от рабочих. Обеспечить все это – технику, технологии, кадры – в одно время и в одном месте на конкурентоспособном рыночном уровне практически невозможно.

Ориентация же на более узкую специализацию позволяет существенно оптимизировать затраты. Так живет подавляющая часть мирового рынка: кто-то выращивает сеянцы, кто-то – «подростков», кто-то – крупномеры. Вот почему западный посадочный материал часто оказывается дешевле отечественного: питомник, занимающий узкую производственную нишу, все делает высокотехнологично, а значит – дешево.

Однако Россия пока не является такой органичной частью мирового рынка, как, скажем, Польша. И любые закупки в Европе для нас очень затратны и хлопотны. К тому же неприятности, с которыми мы сталкиваемся при закупках материала в других климатических зонах, увы, более чем реальны. Собственный же рынок посадочного материала в России только-только начинает зарождаться. Объемы промышленных закупок внутри страны исчезающее малы. В этой ситуации, на наш взгляд, разумно придерживаться идеи узкой специализации как долгосрочной стратегии. В ближайшей же перспективе возможен отход от нее – в разумных пределах, при строго просчитанных экономических затратах. Но ни в коем случае идею натурального хозяйства нельзя поднимать на щит как некий наш исконный, традиционно-российский путь развития. Обанкротимся.

Обдумывая кадровую политику, постарайтесь избегнуть соблазна сделать ставку на некую «дешевую рабочую силу». Такой подход подразумевается: вот наймем армию гастарбайтеров и руками их – при помощи тяпок да лопат – все проблемы раскидаем. Однако все мы знаем, что в условиях Подмосковья миф о дешевой рабочей силе уже действительно превратился в миф. Сегодня даже гастарбайтер с тяпкой требует зарплаты никак не меньшей, чем получают сезонные рабочие в Польше. А уж «родной» дядя Вася из соседней деревни еще привередливей. Хотя его пресловутое мастерство тракториста частенько оказывается под сомнением, особливо если умелец «не в настроении».

На наш взгляд, в деле решения кадровой проблемы Россия уже сегодня должна двигать в том же направлении, что и весь европейский мир: брать не числом, а умением. Наиболее приемлемым представляется формирование коллектива, основу которого составляет небольшой костяк специалистов-универсалов, способных работать на современной технике. При этом следует отдавать предпочтение более технологичным, менее трудозатратным культурам и стремиться максимально механизировать производственный процесс. Тем более что у нас сезонность бизнеса выражена гораздо сильнее, чем в Европе. Содержать полгода большой штат нахлебников, дабы только они не разбежались до весны – дело накладное. А доверять каждый год новым людям дорогостоящую технику слишком рискованно.

Ну и, наконец, последний фактор, без которого немыслимо обеспечение надежного и устойчивого производственного процесса – техника. Тут уж все совсем просто: техника должна быть – и точка. Причем ее должно быть ровно столько и такого качества, сколько и какого качества необходимо для обеспечения этого самого процесса. Особенно, если речь идет о выращивании деревьев. Любой вариант экономии на технике, любой опыт создания малобюджетного питомника оборачивается потерей в качестве продукции: отсутствие того или иного вида машин делает невозможным или крайне затруднительным правильное осуществление необходимой технологии.

Подведя итог всему вышесказанному, хочу еще раз подчеркнуть: современное питомниководство во всем мире является одной из самых высокотехнологичных отраслей растениеводства. России до сих пор удавалось игнорировать этот факт. Если мы что-то и пытались сделать, то, как правило, делали это за две копейки. На коленке. Или – на энтузиазме. Иногда получалось совсем не плохо. Чаще – отвратительно. Но, положа руку на сердце, признаемся сами себе: современным питомниководством это не является – ни во втором случае, ни в первом.

Журнал «Сад & садик» №5 (15)/2007


Другие статьи рубрики

Растения в продаже