Ирина Савватеева, «Питомник Савватеевых».
Объем рынка посадочного материала в России
без срезки, луковичных, комнатных растений и однолетников
(Попытка анализа)
Так как никакой реальной статистики не ведется, а значительная часть рынка находится «в тени», попытаемся оценить объемы рынка на основании экспертных оценок. Будем опираться на оценки двух крупных игроков на рынке – представителей розничных сетей и посредников-брокеров.
• 1- й вариант оценки
(глазами представителей розничных сетей)
Экспертные оценки розничных продаж посадочного материала в сетях в 2010 г. ( в ценах закупки):
5 000 000 000 руб.
Экспертные оценки продаж посадочного материала вне сетей в 2010г. (в ценах закупки):
10 000 000 000 руб.
При росте 20% в год объем рынка в
2011-м г. может составить:
В сетях (в ценах закупки) -
6 000 000 000 руб.
Вне сетей (в ценах закупки) –
12 000 000 000 руб.
• 2-й вариант оценки
(глазами посредников-брокеров)
10 000 фур - объем завоза импорта в 2010 г.
1 000 000 руб. – средняя стоимость одной фуры с доставкой и таможней.
Итого стоимость импортного посадочного материала, ввезенного вне сетей:
10 000 000 000 руб.
С учетом того, что российский материал может составлять около 10% от всех продаж, объем рынка (в ценах закупки) без учета продаж в сетях в 2010-м г. можно оценить в 11 000 000 000 руб.
При росте 20% в год объем рынка в ценах закупки без учета продаж в сетях в 2011-м г. составит:
13 200 000 000 руб.
Сопоставляя данные, полученные из разных источников
(12 000 000 000 и 13 200 000 000 рублей), можем предположить:
объем рынка посадочного материала ( без учета продаж в сетях) в ценах закупки может составить в 2011-м году :
12 600 000 000 руб.
Общий объем рынка в ценах закупки (с учетом 6 000 000 000 руб. продаж через сети) может составить в 2011-м году:
18 600 000 000 руб.
(465 000 000 Евро)
По оценкам посредников, аллейные деревья составляют примерно 1/6 от всего импортного посадочного материала для открытого грунта. Допустим, эта пропорция верна для всего объема посадочного материала, проданного вне сетей. (Отметим, что через сети аллейные деревья не продаются.) Исходя из этого, можно сделать следующие подсчеты:
С учетом того, что
1)в фуру помещается примерно 250 деревьев стандарта 14-16;
2)в 2011 году в Россию будет завезено вне сетей 12000 фур импортного посадочного материала;
3)деревья составляют шестую часть от продаваемых растений,
получим:
250х12000:6= 416 667 деревьев
Добавим 10% на отечественный посадочный материал.
416667+10%=458 333
Таким образом, количество аллейных деревьев, которое может быть продано в России в 2011 году может составить порядка 460 000 штук.
1) Молодые, как правило, видовые деревья в грунте.
2) Многоствольные, кустовой формы, деревья в грунте.
3) Деревья, самостоятельно формирующие правильную крону, зачастую - низкоштамбовые. В грунте.
4) Контейнерные штамбовые деревья.
ВЫВОДЫ:
Производители осваивают производство только тех категорий деревьев, при выращивании которых можно обойтись без применения сложных технологических процессов, требующих навыков, знаний и инвестиционных ресурсов. А именно – производство, не требующее
* прививки,
* выведения штамба и центрального проводника,
* формирования кроны,
* формирования корневой системы путем пересадок.
1.Недоступностью современных технологий большинству производителей:
• а) Не доступны инвестиционные ресурсы.
• б) Трудно доступна современная питомниководческая техника.
• в) Отсутствует молодой посадочный материал отечественного производства в промышленных масштабах, широком ассортименте, стандартного качества и по конкурентной цене.
• г) Существует большой дефицит опыта и знаний, без которых крайне сложно осваивать высокотехнологичное производство, а также привлекать инвестиционные ресурсы: инвесторы не желают тратиться на высоко рискованные проекты со множеством неизвестных и долгим сроком окупаемости.
• е) Существует острая нехватка квалифицированных кадров разного уровня.
2. Жесткой конкуренцией с импортом.
3. Конкуренцией с посадочным материалом, выросшем вне условий культурной практики.
4. Отсутствием широкого спроса со стороны городского озеленения на качественный посадочный материал.
5. Природно-климатическими условиями.
6. Недостаточной информированностью общества: чиновники, принимающие решения по вопросам озеленения или развития отрасли, зачастую плохо представляют, что такое - современное высокотехнологичное питомниквовдство в начале ХХI века.
Ассоциация Производителей Посадочного Материала должна прикладывать максимум усилий к тому, чтобы положение в отечественном питомниководстве становилось достоянием широкой общественности, а также государственных чиновников.
Следует добиваться принятия мер, направленных на улучшение инвестиционного климата в отрасли, на поддержку предприятий, внедряющих в отрасли инновационные технологии.
Кроме того, следует прикладывать максимум усилий к продвижению в массовое сознание двух взаимосвязанных идей. Первая - появление на рынке растений, выращенных вне условий культурной практики, должно быть признано противозаконным и аморальным. Вторая – повышение стандартов городского озеленения в России должно рассматриваться общественным сознанием как одна из приоритетных общенациональных задач.