Леонид Алексеевич КОЛЕСНИКОВ
(18 мая 1893, Москва — 28 января 1968, Москва)
Бывает так, что жизненный путь человека определяет маленькая и, казалось бы, незначительная на первый взгляд деталь из далекого детства, такая, например, как душистый куст сирени, собирающий под своими ветвями семью на вечерний чай.
Густой и раскидистый, обильно и долго цветущий «Мишель Бюхнер» из семейного купеческого сада Колесниковых, вероятно казался детям волшебным миром, сказочным прошлым, сохранившимся в воспоминаниях частичкой счастливого и безоблачного детства.
«…Это прошлое, которое все время у какой-то части людей находится рядом. Когда ты все время ощущаешь его присутствие в твоей жизни. Когда узлы, завязанные в прошлом, каким-то образом сопрягаются с сегодняшним днем, с сегодняшними проблемами, с сегодняшними людьми. Это невозможность расстаться с тем багажом, который у тебя есть.» (*).
Вполне вероятно, что именно это детское-юношеское впечатление от куста сирени, способного собрать все семью вместе, повлияло на жизненный выбор Леонида Ивановича Колесникова, известного всему миру создателя восхитительных сортов сирени, среди которых неподражаемая «Красавица Москвы» - один из лучших всех времен и народов.
Жизнь Колесникова была переполнена событиями, небывалыми успехами, славой и трагедиями. Человеком, пережившим революцию и не сдавшимся обстоятельствам, человеком, прошедшим не одну войну и оставшимся верным всем своим принципам, человеком, посвятившим жизнь сотворению красоты – таким был Леонид Иванович.
Образование, полученное в детстве и юности, классическое воспитание, природная пытливость ума, любовь к садоводству и жажда творчества подталкивали Леонида сначала к простому коллекционированию сирени, а затем и к собственным селекционным опытам. Первые два сорта сирени молодой человек посадил в родительском саду еще до революции, а после 1919 года сад стал быстро пополнятся новыми сортами, собранными Колесниковым по брошенным и разоренным поместьям и усадьбам. Он отбирал наиболее интересные экземпляры, идентифицируя их по каталогам – оказывалось, что в основном это были знаменитые французские сорта Лемуанов. К 1923 году в саду росло уже более 100 сортов сирени.
Конечно, ботанических, агротехнических знаний и садового опыта не хватало, но Леонид Алексеевич упорно учился, знакомился с сотрудниками ботанических садов, жадно впитывал труды Мичурина и Тимирязева. И надо сказать, все это - в свободное от основной и напряженной работы (шофером) время. Он сеял собранные в собственном саду семена сирени, еще не зная, к чему это все приведет.
Селекция сирени поначалу была лишь увлечением, садовой страстью, но впоследствии превратилась в главное дело его жизни.
«В те времена, лет восемнадцать назад, на этом месте было очень много сирени. Там, где сейчас магазин «Мясо», желтел деревянный дачный заборчик — все было тут дачное, и люди, жившие здесь, считали, что живут на даче, и над заборчиком громоздилась сирень. Ее пышные формы, не в силах удержаться в рамках заборчика, переливались на улицу. Тут было неистовство сиреневой плоти. Как ее ни хапали проходившие мимо, как ни щипали, ни ломали, ни дергали, она продолжала сохранять свою женственную округлость и каждую весну ошеломляла эту ничтожную, пыльную улицу цветами и запахом. Когда она цвела и стояла вся в пене, она была похожа на город. На старый город у моря, на юге, где улицы врезаны в скалы, где дома лепятся друг над другом, на город с монастырями, с извилистыми каменными лестницами, где в тени на камнях сидят старухи, продающие шкатулки из раковин. Она напоминала старый город в час сумерек.» - так начинается повесть Юрия Трифонова «Долгое прощание» - с описания сада Леонида Колесникова.
Кроме «Мишеля Бюхнера», среди первых сортов, поселившихся в саду Леонида Алексеевича были неувядаемые «Мадам Лемуан», «Жанна Д’Арк», «Весталка», «Бюффон», «Кондорсе», «Бель де Нанси», «Мадам Антуан Бюхнер», «Реомюр» «Маршал Ланн» и другие лемуановские сорта, популярные и поныне. С них-то и были собраны первые семена, сделаны первые опыления и созданы первые сорта. «Пионер» и «Джамбул» - двухцветная сирень, выведенная на несколько лет раньше знаменитой на весь мир «Сенсации», но, к сожалению, не получившая такого же широкого распространения. При том, что «Джамбул», на наш взгляд, интереснее «Сенсации» - более глубоким фиолетовым, будто «сумеречным» тоном, на котором белая кайма выглядит выразительней и объемней.
Время шло, весны сменяли друг друга, а «колесниковский» сад на Соколе хорошел с каждым годом, привлекая внимание жителей все больше и больше.
Каждый год дарил Леониду Алексеевичу новые сорта. Перед самой войной Колесников вместе с женой представили на выставке ВСХВ (ныне ВДНХ) уже 36 новых сортов сирени, но Великая Отечественная Война разрушила все планы, в прямом смысле ворвавшись и в жизнь и в сад счастливой семьи Колесниковых…
После тяжелого ранения в декабре 1942 года Леонида Алексеевича перевели с фронта на службу в Москву, где он успевал заниматься садом (в основном по ночам).
И наступившая весна 1943 года подарила москвичам буйно цветущий сиреневый сад, окутавший ароматом окрестные улицы, а вместе с ним – покой и надежду. Калитка сиреневого сада была всегда открыта, и туда потянулся поток уставших от войны людей.
«24.05.1943. Мы, группа рабочих, вновь посетили столь любимый нами сиреневый сад Леонида Алексеевича. Опять взволнованные и изумленные богатством красок и форм, мы долго и молча ходили между чудными растениями. Кто говорит, что сирень старомодна? Кто говорит, что сирень не нужна? Придите в этот сад и убедитесь, что сирень – это цветок весны, самого радостного времени года…»
«08.06.1943. У меня сегодня праздник, я у Вас, Леонид Алексеевич, и наслаждался вашим садом…. Покой мой нарушен – меня всегда будет тянуть к вашему саду.»
«14.06.1944. Мне 72 года, я видел много разных садов. Но то, что встретил сегодня в садике Леонида Алексеевича, привело меня в восторг. Его сирень – это чудо. Она вскружила мне голову, сделала меня счастливым. Как прекрасна его сирень, как должно быть прекрасна его душа…» (**)
Если мы углубимся в книгу отзывов Колесниковского сада тех лет, то заметим, что сад Леонида Алексеевича не просто менял отношение посетителей к сирени, порой он просто переворачивал сознание людей, до того хороша и удивительна была его коллекция.
Давайте посмотрим на эти сирени:
- Акварельная, утонченно меняющая оттенки (как и положено небу!) – «Небо Москвы»;
- Стабильно обильная, густомахровая и румяная «Изобилие»;
- Сверкающая, яркая «Индия»;
- Темноокий и кудрявый, мелодичный «Радж Капур»;
- Пурпурно-винная, стойкая на солнце и душистая «Красная Москва»;
- Идеальный и узнаваемый «тяжеловес» - «Мечта»;
- Стройная, ажурная, снежная и льдистая «Советская Арктика»;
- Контрастная, озорная и совершенно «неформальная» «Олимпиада Колесникова»;
- Красноречивая и образная, голубоватая «Надежда»;
- Нежная, перламутрово-жемчужная «Красавица Москвы»;
- Особая, неповторимая, с цветами-шариками, точно махровые ландыши, сирень «Память о Колесникове»
"Колесниковские" сорта на почтовых марках
Обратите внимание насколько они все разные, каждый сорт со своим настроением, со своим содержанием и эмоцией. Кстати сказать, некоторые из его сортов имеют осеннюю окраску, пусть и не стабильную, не каждый год. Например, «Олимпиада Колесникова» осенью часто приобретает желтые или пурпурные оттенки.
Сорта с пурпурным и розовым цветением иногда по осени приобретают фиолетовый отлив, хотя конечно, это зависит от почвы и от погодных особенностей конкретной осени. Наиболее интересные осенние краски вероятнее получить при ясной, прохладной и сухой погоде. Однако, стоит ли сокрушаться от того, что сирень не окрашивается осенью?
Давайте рассудим так:
Когда все вокруг краснеет и желтеет, хочется, чтобы что-то оставалось стабильным и зеленым - удерживающим все эту осеннюю красочную вакханалию. Или хотя бы для контраста, ведь красное на этом спокойном зеленом фоне выглядит краснее, а желтое – желтее. Сплошное желто-красное окружение так же неинтересно и скучно, как и сплошной зеленый цвет.
Да, конечно, можно посадить ель или пихту, тую или сосну для вечного контраста, но согласитесь, ни одно хвойное не способно расцвести в мае лиловой, пурпурной, белоснежной, розовой и голубой пеной пышных душистых соцветий и подарить душе «невыносимую легкость бытия».
Так что, на наш взгляд, тот факт, что сирень долго не опадает, оставаясь темно-зеленой до самых заморозков, а то и дольше, - это вовсе не слабое место сирени обыкновенной, а скорее еще одно преимущество – отличного фона и контраста.
Сорта Колесникова живописны и колоритны, будто только что сошли с картин Врубеля, Левитана, Серова, Коровина, Кустодиева, Жуковского, Егорнова, Богданова-Бельского, Дейнеки, Кончаловского. Петра Кончаловского называют «певцом сирени», он был гостем сиреневого сада Колесникова, в его честь Леонид Алексеевич назвал один из лучших своих сортов - «П.П. Кончаловский», с грациозной формой цветка, голубовато-лилового тона. «Художник нам изобразил глубокий обморок сирени», - писал Мандельштам про картину Моне, но эти строки вполне можно отнести и к этому творению Колесникова – сорту «П.П. Кончаловский».
Вполне закономерно, что мир, узнав о творчестве Колесникова, не мог остаться в стороне и сейчас, наверное, ни один ботанический сад, ни один сирингарий в мире не обходится без колесниковских сиреней. Так же, как и ни один сад, тем более русский, ни один город не мыслим без сирени.
И мы чрезвычайно рады тому факту, что наш питомник может предложить нашим клиентам большой выбор как сортов Леонида Алексеевича, так и старых французских культиваров, с которых началась история колесниковских сиреней. Включая знаковый в этом контексте «Мишель Бюхнер».
Кто знает, может быть и вашим детям останется в наследство посаженный вами роскошный куст чарующей душистой сирени, способный собрать под своим покровом все семейство.
Мы можем и должны оставлять в наследство детям наше лучшее прошлое.
Как празднично сад расцветила сирень
Лилового, белого цвета.
Сегодня особый — сиреневый — день,
Начало цветущего лета.За несколько дней разоделись кусты,
Недавно раскрывшие листья,
В большие и пышные гроздья-цветы,
В густые и влажные кисти.И мы вспоминаем, с какой простотой,
С какою надеждой и страстью
Искали меж звёздочек в грозди густой
Пятилепестковое «счастье».С тех пор столько раз перед нами цвели
Кусты этой щедрой сирени.
И если мы счастья ещё не нашли,
То, может быть, только от лени. (***)
------------------------------------
(*) Сергей Урсуляк. Из отзыва на повесть Юрия Трифонова «Долгое прощание».
(**) Из книги Татьяны Поляковой «История русской сирени. Памяти Колесникова», Издательство ПЕНТА, 2010 г.
(***) Самуил Маршак «Счастье»
Наталья МЕЛЬНИКОВА для "Питомника Савватеевых"