Москва +7 (495) 995-75-40
Белгород +7 (929) 000-19-71
Адреса питомников

Николай Кузьмич Вехов: его сирень и русские "жасмины"

02.11.2021
Николай Кузьмич Вехов

Николай Кузьмич ВЕХОВ
(15.05.1887 г., Вольск — 06.11.1956 г., Москва)

При нашей особенной любви к сиреням и чубушникам, наверное, сложно найти сад, где не рос бы хотя один из сортов Николая Кузьмича Вехова. Его наследие в садовой культуре нашей страны огромно и его трудно переоценить.

Русский дендролог и селекционер, профессор, основатель и руководитель знаменитой Липецкой опытно-селекционной станции (ЛОСС), где были собраны грандиозные коллекции древесных растений, Николай Кузьмич, можно сказать, один из столпов русской селекции и дендрологии.

Родился он в Саратовской губернии, в семье вольского мещанина, закончил Московский сельскохозяйственный институт и после его окончания получил хорошую многолетнюю практику по специальности – сначала на кафедре лесоводства, затем в качестве помощника заведующего лесной дачей института, а в 1919 года Николая Кузьмича пригласили на работу в Казанский институт сельского хозяйства и лесоводства куда он отправился уже вместе с женой и сыном. 

В институте Вехов совмещал работу ассистента на кафедре и заведующего учебно-опытным лесничеством недалеко от Казани, где до сих пор сохранились его посадки.

Затем последовала работа на Тульской акклиматизационной станции.

В 1924 году был основан Всесоюзный институт прикладной ботаники и новых культур, инициатором этого события был Н.И. Вавилов и в его планах было создание целой сети опытных ботанических станций по всей стране. В качестве одного их таких опорных пунктов стало бывшее имение профессора Д. Д. Арцыбашева Барсуково в Тульской губернии. Вехов переехал туда вместе с семьей, а в 1928 году это место переименовали в Лесостепную опытно-селекционную станцию, которую все мы хорошо знаем сейчас как уникальный дендрологический и природоохранный объект с ценнейшей дендроколлекцией международного значения.

Все годы своей практики Николай Вехов не просто учился и работал по специальности, он стремился осваивать новаторские методы и способы выращивания посадочного материала, ухода за лесом, интродукции и воспитания лесных культур, а затем и селекции.

Поначалу было очень сложно. Станция располагалась мало того, что в зоне рискованного земледелия - на засушливом и продуваемом холме, с частой летней жарой и малоснежными зимами, но еще и вдали от дорог и достаточного финансирования.

В этих сложнейших условиях Николаю Кузьмичу с командой удавалось двигаться вперед, накапливая опыт и показывая удивительные результаты.

Первым делом создали защитный полог станции с помощью живых изгородей из лиственниц, берез, елей и других древесных пород. Вехов много сил и времени отдал изучению и созданию «зеленых заборов», считая их наилучшим решением для защиты садов и создания благоприятного микроклимата. Его книга «Живые изгороди и бордюры» 1957 года продолжает оставаться актуальной и в наши дни, став настоящим раритетом.

Он тесно сотрудничал с ВДНХ, где и в предвоенные годы, и в послевоенные (особенно в 1950-х) высаживалось очень много различных живых изгородей по инициативе Вехова из посадочного материала Лесостепной станции.
Наверное, многие из нас еще помнят знаменитую еловую изгородь с необычным «мраморным рисунком» - она была создана из сеянцев с широким диапазоном расщепления по цвету хвои – от ярко-зеленого до серовато-сизового и голубого. 

Николай Кузьмич всячески пропагандировал применение живых изгородей в зеленом строительстве как идеальное сочетание декоративности и утилитарности. Обладая  гармоничным и живописным обликом, причем с самыми разными декоративными эффектами (в зависимости от видов используемых растений), живые изгороди позволяют добиться экологической устойчивости и равновесия рукотворного ландшафта, решая множество задач, которые, подчас, невозможно решить другими способами – от простых сельскохозяйственных проблем, таких как снегозадержание, сохранение влажности, сдерживание иссушающих ветров, защита от диких животных, укрепление берегов и тому подобное, до сугубо эстетичных вопросов - создания «зеленых комнат», защиты от посторонних взглядов, привлечения птиц и всевозможных декоративных эффектов («мраморные», многоярусные, цветущие, пестролистные изгороди и рядовые посадки).

Не меньшее значение он придавал использованию живых изгородей в городах, ведь – они наша защита от пыли, шума, вкупе с целебными свойствами фитонцидных видов растений.

Еще одно ценнейшее наследие Н. К. Вехова - дендрарий, созданный им в 1929 году. Он был разбит в стиле английского парка, а растения размещали в нем по географическому принципу — «Европа», «Азия» и «Америка». Коллекция древесных пород из разных уголков мира насчитывала около 1500 видов и форм деревьев, кустарников и лиан, многие их которых сейчас в преклонном возрасте. Настоящий золотой генофонд интродукции и селекции древесных растений!

Вместе с созданием коллекции – семенного запаса и генофонда, Вехов разрабатывал способы быстрого и дешевого массового размножения древесных пород для набирающей обороты отрасли промышленного озеленения, ведь стране требовались саженцы в огромных количествах. Кроме того, растения нужны были разнообразные - с широким набором декоративных качеств и в то же время, подходящие для самых разных климатических условий огромной территории страны.

Труды Вехова по размножению древесных пород, по озеленению городов, рекомендации по ассортименту для средней полосы, статьи, посвященные отдельным культурам актуальны и сейчас. Например, Николай Кузьмич был горячим поклонником тополей и, метко назвав их «эвкалиптами севера», отдавал им существенную роль в озеленении  городов.

Уже с 1930-х годов Лесостепная станция начала размножать и отправлять черенки, семена и саженцы в промышленных масштабах по всей европейской части территории СССР.

Работа кипела, радовала результатами, но и требовала новизны. Перед озеленителями вставали селекционные задачи. И они решались на самом высоком научном уровне. Так, например, в селекционной работе с чубушниками и сиренями акцент делался не только на районировании и повышении устойчивости, но главным образом на широте возможностей для ландшафтного проектирования – большом диапазоне сроков цветения, размеров и форм растений в целом. Сажая, например, разные сорта сирени, отличающиеся сроками цветения можно существенно продлить декоративный эффект той же самой цветущей изгороди, рядовой посадки или массива.

Интересен тот факт, что все достижения Лесостепной станции были видны широкому кругу населения, практически, как сейчас говорят, в режиме реального времени, ведь, как мы уже упоминали, Вехов тесно работал с коллективом ВДНХ, где активно использовались и живые веховские изгороди, и древесные посадки испытанных им древесных интродуцентов, и, конечно, новые сорта сиреней и чубушников. Все это высаживалось по всей территории выставки, а возле павильона «Цветоводство» был даже размещен стенд «отражающий научные работы тов. Вехова».  (*)

В итоге этой плодотворной деятельности на Лесостепной станции со временем сложились одни из самых лучших и полных коллекций древесных растений – сиреней и чубушников,  барбарисов и жимолостей, хвойных растений.
В 1941 году работа была прервана и много сил и времени было отдано восстановлению станции после войны.

С начала 1950-х годов Николай Кузьмич почти полностью переключился на селекционную работу. К середине 1950-х годов появились такие его сорта - жемчужины чубушников как «Воздушный десант», «Комсомолец», «Зоя Космодемьянская», «Эльбрус», «Гном», «Снежная буря», «Юннат»,  «Балет мотыльков», «Жемчуг», «Необычный», «Снежки» и множество других.  

В эти же годы появилось более десятка новых сортов сирени селекции ЛОСС при непосредственном участии Николая Кузьмича.


Например, изысканная «Елена Вехова», названная в честь жены Николая Кузьмича, обладающая статью и высоким ростом, а также виртуозно сложенными махровыми белоснежными цветками, развивающимися из зеленоватых бутонов.

Другие его сорта тоже отличаются красивыми певучими именами:

'Русская песня' — роскошная, мощная и обильно цветущая сирень с крупными густо махровыми цветками светло-фиолетовых тонов не выгорающих на солнце.

'Утро России' — оригинальный сорт с удивительными, будто перламутровыми кончиками лепестков, создающими мерцающий серебристый эффект.

'Белая ночь' — Жемчужно розовая с голубыми тенями сирень, напоминающая о трепетных лунных ночах и соловьиных трелях.

'Русь' —сирень с крупными простыми розовыми цветками, оттененными голубовато-лиловыми тонами, невероятно душистая, со множеством соцветий – широкая русская душа!

'Память о Вехове' — сорт, отобранный из сеянцев Вехова и названный в его честь уже после смерти автора. Ароматная, лилово-розовая сирень, с плотно махровыми цветками неоднородного по насыщенности цвета, у них слегка закручивают лепестки, создавая впечатление гобелена.

Говоря о сиренях Вехова, нельзя не сказать и о том, что Николай Кузьмич упростил нам задачу описания сиреней, предложив более удобное, простое и понятное деление ее на 4 основные цветовые группы, в отличие от мировой практики оценки сирени по семи сложно разделяемым группам. Его небольшая, но понятная книга «Сирень» (1953 г.) до сих пор остается настольной книгой сиреневодов и простых любителей сирени.

В память об этом выдающемся человеке нам остаются его прекрасные и неувядающие русские «жасмины» и сирени.


-------------
(*) Н.В.Вехов «Лунный свет», «Балет мотыльков», «Эльбрус» и другие... О русском ученом-дендрологе Николае Кузьмиче Вехове (1887–1956), очерк из журнала  «Московский журнал» № 12 (216). Декабрь 2008

 

Наталья МЕЛЬНИКОВА для "Питомника Савватеевых"


Другие статьи рубрики

Растения в продаже